Локальные акты

Положение о дежурстве

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы          Н. И. Шукшин

ПОЛОЖЕНИЕ

о дежурстве муниципального образовательного учреждения

"Усть-Кажинская средняя общеобразовательная школа"

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Уставом школы.
1.2. Дежурный учитель назначается из числа педагогов образовательного учреждения согласно графику, утвержденному директором школы.
1.3. Дежурный учитель подчиняется дежурному администратору и в случае его отсутствия выполняет обязанности дежурного администратора.
1.4. В подчинении дежурного учителя находятся учащиеся дежурного класса.
1.5. В своей работе дежурный учитель руководствуется Уставом школы, локальными актами Школы, настоящей должностной инструкцией и распоряжениями дежурного администратора.
1.6. Дежурный учитель контролирует выполнение учащимися Правил поведения учащихся, а также исполнения обязанностей дежурными учениками.

2. Обязанности дежурного учителя
Дежурный учитель обязан:
2.1. Прибыть на дежурство за 20 минут до начала первого урока, уточнить у дежурного администратора порядок дежурства.
2.2. Встретить и проинструктировать дежурных учеников.
2.3. Расставить дежурных учащихся на посты.
2.4. Осуществлять контроль за работой гардероба, столовой и выполнением своих обязанностей дежурными учениками.

2.5. На переменах проверять состояние коридоров, центрального входа (крыльца), не допускать курение учащихся в помещениях школы и на пришкольной территории.
2.6. Проверять соблюдение учениками правил пользования учебными кабинетами
2.7. Оперативно реагировать на все случаи нерадивого отношения к школьному имуществу и немедленно докладывать об этом дежурному администратору.
2.8. При чрезвычайных ситуациях или несчастных случаях действовать по указанию дежурного администратора.
2.9. По окончании дежурства:
• Проверить состояние постов.
• При необходимости организовать устранение недостатков.
• Организовать сдачу постов дежурным следующего класса.
2.10. Итоги дежурства доводятся дежурным учителем до сведения дежурного администратора

2.11. В случае невозможности дежурным учителем выполнить свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

3. Обязанности старшего дежурного
3.1. Старший дежурный отвечает за организацию учащихся во время дежурства, помогает дежурному учителю нести контроль над дежурством учащихся на постах.

3.2. Старший дежурный ведёт журнал дежурства класса по школе.

3.3. Старший дежурный ежедневно проверяет санитарное состояние классов после 6 урока.

3.4. Старший дежурный сдаёт отчёт о дежурстве еженедельно на общешкольной линейке.

4. Обязанности дежурного класса
4.1. Дежурный класс под руководством дежурного учителя является в школу до начала уроков:
• 1 смена – к 8.40

4.2. Дежурные закрепляются за определенными постами в школе и являются ответственными за:
• дисциплину;
• санитарное состояние;
• эстетичный вид своего объекта;
4.3. Дежурные следят за тем, чтобы на лестничных клетках, у окон в коридорах не останавливались школьники, не устраивали игры, не занимались действиями, нарушающими Устав школы.
4.4. Дежурные имеют право в вежливой форме предъявлять претензии и добиваться выполнения Устава школы.

Правила пользования школьной библиотекой

Правила пользования школьной библиотекой

Утверждены приказом директора №______ от ___________________ года 

1. Школьной библиотекой могут пользоваться и быть ее читателями все учащиеся, учителя, администрация и обслуживающий персонал школы, а также родители учащихся. 
2. Библиотека выдает читателям книги и другие инфоносители как для использования в читальном зале, так и для работы дома. 
3. Пользование школьной библиотекой является бесплатным. 
4. Регистрация читателей осуществляется на основании предъявления документа, подтверждающего личность и на основании списка класса по мере посещения библиотеки. В начале каждого учебного года производится перерегистрация читателей. 
5. Все книги, выдаваемые читателям, записываются в читательский формуляр. 
6. В конце учебного цикла или года, а также перед выдачей свидетельств об окончании школы, читатели обязаны сдать в библиотеку все книги и другие инфоносители. 
7. Количество выдаваемых книг и других инфоносителей на дом и сроки их возврата устанавливает библиотека, обычно это 14 дней. 
8. Периодические издания выдаются сроком до 5-ти дней, за исключением новых. 
9. Срок возврата книги можно продлить, если на данный момент на эту книгу нет спроса со стороны других читателей. 
10. Единичные экземпляры книг, наиболее ценные книги, свежие номера журналов, справочники, энциклопедии школьная библиотека выдаёт для работы только в читальном зале. В исключительных случаях эти книги выдаются на очень короткие сроки, которые определяет библиотека. 
11. В случае утери или повреждения книг, взятых учителем для использования в работе с классом, необходимо компенсировать однократную стоимость книги. В случае, если виновный в порче или утери книги определён, возмещение взыскивается с него. В случае, если виновный не определён. Возмещение взыскивается с целого класса или с учителя. 
12. В библиотеке действует Внутришкольный Распорядок. 

Читатель обязан:
• Заботливо и бережно относиться к книгам, при получении проверять их состояние и о порче сообщать библиотекарям 
• В библиотеке с открытым доступом к фонду не нарушать порядок расстановки книг на полках. 
• Возвращать книги не позднее установленного библиотекой срока или продлевать книги с разрешения библиотеки. 
• В случае утери или порчи книги читателю следует заменить книгу другим экземпляром или другой книгой, которую библиотека посчитает равноценной по содержанию и цене. 
• Библиотека может потребовать за испорченную или утерянную книгу (или за другие инфоносители) выплату в пределах десятикратного размера стоимости. Ущерб, нанесённый учащимися, компенсируют их родители, опекуны или попечители. 
• Спорные вопросы в отношениях библиотеки и читателей разрешает директор школы. 
• Не выполняющих данные Правила, библиотека может лишить права пользования школьной библиотекой.

Положение о методической работе

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом школы

Директор школы  ________ Н. И. Шукшин

Протокол №18 от "05"марта 2013г.

"05"марта2013 г

Положение о методической работе в школе

Положение о методической работе в школе разработано на основе Положения об общеобразовательной школе, основных нормативных документов Министерства образования и Закона РФ «Об образовании», на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.

Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

1. Цели и задачи методической работы в школе

1.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

1.2. Задачи методической работы в школе:

1.2.1. Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

1.2.2. Организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.

1.2.3. Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

1.2.4. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.

1.2.5. Оказание методической помощи учителям.

1.2.6. Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.

1.2.7. Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.

1.2.8. Вооружение педагогов школы наиболее эффективны ми способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.

2. Организация методической работы в школе

2.1. Структура методической работы в школе:

методические объединения учителей:

— естественно-математического цикла; гуманитарного цикла;

— начальных классов;

— классных руководителей;

проблемные группы:

— учителей русского языка и литературы по проблеме «Новые подходы к содержанию литературного образования: проблемы, поиски, решения»;

— учителей истории «Проблемы перехода на концентрическую систему преподавания истории».

2.2. Формы проведения занятий в различных методических объединениях:

Методические объединения: не менее 4-х сёминаров в год, лекции, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам, подготовка и разработка содержания проведения предметных недель, месячников, конкурсов «Учитель года», научно-практических конференций и методических фестивалей и других методических мероприятий в школе.

Проблемные группы: не менее 4-х занятий в форме практических семинаров или тренингов, деловых игр, «мозговых штурмов», лекций, практикумов по конкретной проблеме в деятельности группы педагогов.

3. Участники методической работы школы

3.1. Основными участниками методической работы школы являются:

— учителя;

— классные руководители;

— руководители МО, проблемных групп;

— администрация школы (директора, заместители директора);

4. Компетенция и обязанности участников методической работы школы

4.1. Компетенция участников методической работы

4.1.1. Учителя и классные руководители:

— участвуют в работе МО, творческих групп,

— обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;

участвуют в выборах руководителей методического объединения, проблемной группы;

разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;

— работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);

— участвуют в методической работе школы, района, области.

4.1.2. Руководители методических объединений, проблемных групп:

— организуют, планируют деятельность МО и проблемных групп;

— обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;

— руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;

— готовят методические рекомендации для педагогов школы;

— анализируют деятельность МО, проблемных групп, готовят проекты решений для методических советов и педсоветов;

— руководят деятельностью экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы;

— участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;

— организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки.

4.1.3. Администрация школы:

разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;

— определяет порядок работы всех форм методической работы;

— координирует деятельность различных методических объединений и методических мероприятий;

— контролирует эффективность деятельности методических объединений, проблемных групп;

— проводит аналитические исследования деятельности МО, проблемных групп;

— рекомендует на основе экспертной оценки РМО, МО и проблемных групп;

— материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.

4.1.4. Консультанты:

— проводят консультации с молодыми специалистами, учителями, лучшими педагогами школы;

— оказывают методическую помощь по подготовке методических материалов к обобщению педагогического опыта, к аттестации учителей, методических мероприятий школы, района, области;

— читают лекции, проводят семинары и другие формы обучения с педагогами.

4.2. Обязанности участников методической работы

4.2.1, Учителя и классные руководители обязаны:

— проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;

— систематически посещать занятия МО, проблемных групп, лабораторий;

— анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и способы обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;

— пополнять информационный банк данных (составление информационно-педагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов).

4.2.2. Руководители методических объединений, проблемных групп обязаны:

— стимулировать самообразование педагогов;

— организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;

— разрабатывать планы работы и графики проведения от крытых уроков участников МО, проблемных групп;

— анализировать деятельность методической работы МО, проблемных групп;

— проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;

— обобщать опыт работы педагогов школы.

4.2.3. Администрация обязана:

— создавать благоприятные условия для работы МО, проблемных групп, лаборатории «мастер-класс», обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;

— оказывать всестороннюю помощь руководителям МО, проблемных групп;

— содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности МО, проблемных групп, лабораторий.

4.2.4. Консультанты обязаны:

— оказывать консультативную методическую помощь педагогам разного уровня с целью их профессиональной адаптации, обучению педагогическому проектированию и формированию индивидуального стиля педагогического поведения;

— готовить методические рекомендации и предложения, рецензии на разработанные педагогами методические материалы;

— проводить лекции и организовывать выездные тематические заседания на базе школы;

— поощрять и стимулировать педагогическую инициативу и творчество педагогов;

— проводить собеседования с учителями.

5. Документация

5.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

— протоколов методических советов;

— планов работы МО, проблемных групп»;

конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;

— письменных материалов (отражающих деятельность учи теля, МО, проблемных групп, , по анализу и самоанализу педагогической деятельности);

— аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);

рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;

— разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;

— обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;

— информации с районных (городских) методических семинаров;

— дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов учащихся, МО, проблемных групп).

5.2. Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.

 

Функции и задачи методической работы в школе

Можно выделить следующие группы типовых, взаимосвязанных функций методической работы в школе:

1) функции методической работы по связи с «внешней средой», то есть ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;

2) функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы;

3) функции методической работы по отношению к конкретному учителю, классному руководителю, воспитателю, которые реализуют ее основную цель — помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.

Все эти группы функций имеют свои конечные результаты, причем две первые группы функций, в конечном счете, «работают» на третью, так как именно ее реализация приближает школу к осуществлению конечных целей и задач образовательного процесса.

К задачам, которые определяются первой функцией, относятся:

— осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника (результатом осуществления этой функции должно стать точное понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);

— внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры учителей);

— внедрение достижений передового педагогического опыта (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом реализации этой функции методической работы является обогащение общей «копилки» прогрессивного опыта, а в ряде случаев — и расширение существующих взглядов и представлений на те или иные аспекты образовательного процесса).

Вторая функция реализуется через осуществление следующих задач:

— сплочения педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

— выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования;

— анализ образовательного процесса в школе и его результатов, выявление изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

— предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

— предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

— стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Нетрудно видеть, что решение задач второй группы также имеет, в конечном счете, выход на главное в методической работе школы — оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства педагогических кадров.

Наконец, третья функция методической работы в школе непосредственно связана с обеспечением роста мастерства каждого учителя, который определяется умениями оптимально строить процесс обучения. К ним, в частности, относятся следующие группы умений:

1. Умения, определяющие оптимальность планирования и проектирования процесса обучения:

— точно осмысливать программно-методические требования;

— определять место урока в теме, разделе, курсе, в системе внутрикурсовых связей;

— изучать, диагностировать реальные учебные возможности, уровень воспитанности школьников и классных коллективов;

— комплексно проектировать задачи образования, воспитания и развития школьников, конкретизировать их с учетом особенностей учащихся, выделять главные, доминирующие задачи;

— строить уроки на основе принципов научности, доступности, связи с жизнью, системности, систематичности, последовательности;

— реализовывать межпредметные связи, практическую, политехническую и профориентационную направленность;

— выделять главное, существенное в учебном материале;

— выбирать оптимальные сочетания методов, средств и форм обучения, общих и дифференцированных видов работы и заданий на уроках;

— проектировать характер учебной деятельности и обобщения в классе;

— продумывать и создавать благоприятные материальные, морально-психологические, гигиенические и эстетические условия обучения;

— выбирать рациональные структуры, темп и ритм обучения;

— рационально фиксировать принятые методические решения в плане (конспекте) урока;

— видеть запасные варианты проведения уроков;

— планировать различные формы проведения занятий (уроки различных типов, такие, как лекции, семинары, практикумы, собеседования, зачеты и другие).

2. Умения, которые позволяют оптимально реализовать намеченный план обучения (урока):

— концентрировать внимание и усилия учащихся на главном, существенном, обучать главному на уроке;

— оптимально управлять деятельностью школьников и общением в классе, осуществлять стимулирование, организацию, контроль, оценку деятельности школьников и работу над ошибками;

— вести самоконтроль в ходе работы;

— гибко перестраивать ход урока в случае необходимости.

3. Умения анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности:

— определять результаты обучения, уровень образованности, воспитанности, развитости школьников;

— сопоставлять полученные результаты с намеченными, поставленными задачами и выявлять их совпадение или рассогласование;

— выявлять причины успехов и недостатков и работе;

— делать своевременные выводы из полученных результатов и использовать их при корректировке работы.

Можно исходить и из других наборов профессиональных умений учителя. Главное, чтобы они были действительно важными для роста профессионализма учителей.

Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся развитие и совершенствование:

— знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и другие);

— мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии мотивов педагогического творчества, увлеченности предметом, потребности в самореализации);

— нравственных качеств личности педагога (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание учителя);

— современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность;

— профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как компьютеры, видеомагнитофоны и другие);

— культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

— готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

В заключение следует отметить, что функции и задачи методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом ситуации, складывающейся в образовательном учреждении.

 

Формы методической работы

Заместитель директора по учебно-воспитательной  работе координирует методическую работу в ОУ, формы которой могут быть разнообразными.

Освоение новых теоретических знаний и практических действий осуществляется в процессе работы постоянных объединений педагогов: лаборатории творчески работающих учителей; методологического семинара; предметных МО; МО классных руководителей. Кроме того, в школе могут функционировать временные объединения педагогов: очно-заочные курсы, мастер-класс, семинары-практикумы и др. Важную роль в системе научно-методической работы играет индивидуальная исследовательская работа учителя.

Работа лаборатории творчески работающих учителей в системе МР активизировалась в конце 70-х годов ХХ века. Основная цель лаборатории - решение конкретных проблем педагогического коллектива, имеющих ключе вое значение для данного этапа развития образовательного учреждения. Главный продукт деятельности лаборатории - новый прогрессивный опыт работы коллектива школы в целом и каждого учителя в отдельности.

Методологический семинар позволяет учителям разобраться в принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности на философском, общенаучном, конкретно-научном и технологическом уровнях. Учение о закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследовательской работы учителя.

Методические объединения учителей в системе научно-методической работы позволяют изучить проблемы развития качества образования на методическом уровне. Групповая форма работы учителей-предметников или классных руководителей обеспечивает эффективнее обсуждение учебных занятий и воспитательных мероприятий, анализ результатов их деятельности.

Индивидуальная исследовательская работа учителя, как известно, отражает уровень его педагогического творчества, существенными признаками которого, по мнению ученых, являются:

1) наличие у педагога системы глубоких знаний, их критическая переработка и переосмысление;

2) владение умениями переводить теоретические и методические идеи в профессиональные действия; разрабатывать новые методики, приёмы и средства образования; эффективно применять имеющийся опыт в новых условиях; давать рефлексивную оценку собственной деятельности и её результатам; импровизировать на основе знаний и интуиции; целенаправленно осуществлять самосовершенствование и самообразование.

Мастер-классы. Особое значение в структуре научно-методической работы в образовательном учреждении приобретает такое творческое объединение, как мастер-класс. Это сравнительно новое объединение учителей мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения учителей на образцах педагогической деятельности. С другой стороны, эта форма важна для учителя-мастера, автора педагогического опыта, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства.

Семинары-практикумы проводятся с целью обсуждения одной из реальных проблем проектирования развивающей образовательной среды ученика; определения путей решения проблемы развития личностных качеств участников образовательного процесса, опираясь на педагогический опыт учителей, участников семинара-практикума.

Временные научно-исследовательские группы учителей-исследователей (ВНИК) приобретают важное значение в системе научно-методической работы ОУ, так как они позволяют учителям на методическом, общепедагогическом и дидактическом уровнях изучить актуальные проблемы развития личности школьника. ВНИК, как правило, создается на определенное время для решения конкретной профессиональной задачи.

Общественная экспертиза. Цель общественной экспертизы - способствовать выработке коллективного мнения о результатах исследовательской деятельности педагогов на основе оценочных суждений, отражающих уровень их достижений.

Одна из основных форм общественной экспертизы - научно-практическая конференция - собрание представителей педагогического сообщества, которое характеризуется особой формой организации самостоятельной познавательной деятельности участников. Особенность заключается в том, что каждый участник конференции одновременно является и экспертом, и экспертируемым.

Профессиональные конкурсы как этап общественной экспертизы. В на стоящее время возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых способствует осознанию педагогических затруднений и проблем; создает условия для инновационного поиска и решения этих проблем.

Публикации как этап общественной экспертизы. Известно, что результаты исследовательской работы и обобщение ценного педагогического опыта оформляются в виде публикаций. Наиболее часто публикуются методические рекомендации, методические разработки, учебные программы, рабочие тетради, тезисы докладов (возможно опубликоваться бесплатно в журналах «Сибирский учитель», «Дополнительное образование и воспитание школьников», платно – в сборнике материалов научно-практической конференции НИПКиПРО).

Кратко охарактеризуем требования к перечисленным видам изданий.

Методические рекомендации — это издания, в которых содержатся пояснения по определенной теме, разделу или вопросу учебного предмета. В них определяется методика выполнения задания или поясняется характер действия при выполнении определенной работы.

Методические разработки — это издания, которые содержат конкретные материалы в помощь учителю, помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности определенного курса. Например, тематическое планирование по курсу, конспекты отдельных уроков и др.

Рабочая (учебная) программа - это издание, которое определяет содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины

Рабочая тетрадь - это издание, которое имеет особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося.

Тезисы докладов научно-практической конференции — это научный непериодический сборник, который содержит опубликованные до начала (или после) конференции материалы сообщений или рефератов докладчиков.

Итак, работа по созданию научно-методического сопровождения, усвоения теоретических и практических знаний, активная практика, общественная экспертиза являются звеньями системы научно-методической работы образовательного учреждения, основная цель которой — создать условия для научно-методической поддержки педагогов и обеспечить развитие качества образовательных услуг педагогов и, как следствие, качества образования школьников.

 

План методической работы учителя

Структура плана

1. Цели профессионального развития педагога

Цель 1     _____________________________________________

Цель 2     _____________________________________________

2. Разделы плана

2.1. Изучение психолого-педагогической литера туры

Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем. Формой представления отчета может быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы целесообразно отразить в других разделах плана.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы учебных курсов, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки упражнений. дидактические материалы, тексты контрольных работ. тестовые задания.

В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации для своих коллег по их использованию.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополни тельных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов — написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.

Обобщенный опыт может быть представлен в виде статьи, рекомендаций, доклада, методических раз работок и др.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.4. Участие в системе школьной методической работы

Указывается в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель. Если учитель участвует в подготовке и проведении этих мероприятий, то в плане отмечается, какова конкретно будет его роль.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель.

Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроки и т.п.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.6. Руководство повышением квалификации учителей (при выполнении этой работы)

Указывается, за какую работу по повышению квалификации учителей в школе отвечает данный учитель, на пример, руководит стажировкой молодых специалистов, мастер-классом, педагогической мастерской и др.

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

2.7. Работа в составе органов управления школой

Указываются органы, в составе которых работает учитель, а также его функциональные обязанности.

2.8. Оценка результатов профессионального развития

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

       

 

Критерии результативности деятельности (методиста) зам. директора по научно-методической работе

Организационно-методическая работа

Базовый уровень

1. Участвует в организации и проведении городских мероприятий, организуемых научно-методическим центром (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

2. Организует и координирует работу районных и городских методических объединений, оказывает консультативную помощь методическим объединениям образовательных учреждений.

3. Участвует в разработке необходимой программно-методической документации по проведению городских конкурсных мероприятий (по заявке городского управления образования).

4. Оказывает помощь авторам в подготовке к изданию учебно-методических и других пособий.

5. Информирует образовательные учреждения об изданных учебниках, учебно-методических пособиях, новых образовательных системах, моделях, педагогических технологиях и педагогическом опыте, современных средствах обучения, анализирует потребности в них.

6. Проводит диагностику информационных и методических потребностей педагогических работников.

7. Создает банк данных о методических материалах и педагогах, разрабатывающих инновационные программы, учебные пособия, организующих новые виды и формы деятельности (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

8. Проводит мониторинг кадрового потенциала и программно-методического обеспечения образовательных учреждений.

9. Осуществляет методическое обеспечение процесса аттестации педагогических кадров.

10. Планирует и участвует в проведении экспертизы учебных программ и учебно-методических пособий.

11. Обобщает актуальный педагогический опыт и оформляет его для размещения в банк информации (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

Повышенный уровень

1. Участвует в разработке локальных актов муниципальной образовательной системы, организует разработку документов для образовательных учреждений.

2. Разрабатывает методические рекомендации, ориентированные на профессиональный рост педагогических и руководящих работников.

3. Участвует в разработке перспективных планов изданий методических материалов, пособий, учебников и программ, подборе их авторов.

4. Организует научно-практические конференции и конкурсы, участвует в организации и проведении городских мероприятий, организуемых научно-методическим центром (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

5. Участвует в оказании консалтинговых услуг.

Высокий уровень

1. Самостоятельно разрабатывает программно-методические материалы, пособия, учебники и программы (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

2. Участвует в разработке документов регионального и федерального значения.

Учебно-методическая работа

Базовый уровень

1. Планирует и организует методическую работу (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области):

— оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения, консультирует по содержанию учебных планов и программ;

— принимает участие в разработке методических и информационных материалов для руководящих и педагогических работников; в планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и учителей.

2. Анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в городе по закрепленному за методистом направлению или образовательной области. Разрабатывает предложения по повышению эффективности учебно-методической и воспитательной работы.

3. Организует повышение квалификации педагогических работников.

4. Обеспечивает научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

5. Организует работу по программно-методическому обеспечению содержания образования.

Повышенный уровень

1. Разрабатывает содержание материалов, необходимых для проведения повышения квалификации педагогов.

2. Внедряет инновации в учебно-методическую работу.

Высокий уровень

Читает авторский курс в рамках повышения квалификации руководящих и педагогических работников (по закрепленному за методистом направлению или образовательной области).

Выявление, изучение и представление педагогического опыта

Что такое педагогический опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования. Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты  образовательно-воспитательной деятельности.

Общепринято передовым педагогическим опытом (ППО) считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса.

Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности — процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д.

Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом.

На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.

Для характеристики педагогов - носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход».

Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса.

Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации.

Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.

Педагогический опыт — это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Проникнуть в сущность педагогических явлений, в лабораторию учителя или коллектива учителей далеко не просто. Выявление и изучение педагогического опыта может осуществляться по-разному - от поверхностного «схватывания» внешне эффективных приемов работы до проникновения в суть данного опыта. В зависимости от глубины осмысления и анализа опыта используются несколько этапов его изучения.

1. Этап сравнения - фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.

2. Этап описания - нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта на основе наблюдений и анализа работы педагогов.

3. Этап осмысления - выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.

4. Этап обобщения - выявление границ применения данного опыта на основе анализа его всеобщих, особенных и единичных свойств.

Обобщение педагогического опыта — это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; ее отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение педагогического опыта обязательно включает в себя такие последовательные действия, как:

1) анализ ведущих идей педагогического опыта; выявление противоречий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;

2) психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого педагогического опыта;

3) фиксация достоинств и ограничений этого педагогического опыта, включая выявление пределов его применения; осмысление вопросов, не решенных в рамках данного педагогического опыта;

4) оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта;

5) выбор способа описания педагогического опыта.

Представление педагогического опыта

Схема представления информации о педагогическом опыте должна включать:

1) данные о носителе педагогического опыта;

2) исходное состояние учащихся (уровень развития познавательных способностей учащихся, уровни их обученности, воспитанности);

3) проблемы, решаемые с помощью данного педагогического опыта;

4) содержание деятельности (типичные примеры педагогического опыта, характеристика деятельности его носителя, трудности становления опыта; мотивы поведения учащихся, их отношение к деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию);

5) идеи, закономерности, механизмы, лежащие в основе данного педагогического опыта, выводы о диапазоне его использования.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт

1. Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

2. Знание современных методик преподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики; умение разрабатывать авторские образовательные программы.

3. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.

4. Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.

5. Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе; понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).

6. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся, которое включает в себя создание условий, способствующих формированию положительной мотивации учения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.

7. Обеспечение высоких учебных результатов (учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).

8. Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.

4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.

7. Набросайте краткий план темы (3–4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.

8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.  Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

9. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

11. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.

12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).

13. Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.

14. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.

Литература

Методическая служба школы.

  1. Алферова Л.В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно ориентированного анализа//Завуч.-1998.-№3.-С.124-138. *
  2. Блинова И.К., Чикурова М.В. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении//Практика административной работы в школе.-2004.-№1.-С.17-23.
  3. Бовкунова О.В. Методическое обеспечение современного общеобразовательного учреждения// Методист.-2002.-№4.-С.14.
  4. Бромберг Г.В., Аносова Н.Н. Инновации - необходимое условие прогресса//Обществознание в школе.-2000.-№4.-С.2-8.
  5. Букин А. Сам себе методист: Реформирование системы образования невозможно без создания новых профессий [Пути решения проблемы методического обеспечения учебного процесса в школе]// Первое сентября.-1997.- №49.-С.2.*
  6. Василевская Е. Психологическая и методическая служба в школе: проблемы взаимодействия//Школа.-2000.-№3.-С.19-21.
  7. Васильева Г.Б. Анализ методической работы средней школы//Завуч.-1998.-№4.*
  8. Воронихина Л.С. Организация методической работы (из опыта работы Глазговского детского дома)//Образование в современной школе.-2003.-№9.-С.54-58.
  9. Габдулхаков Р.Р. О научных критериях оценки качества методической работы в современной школе//Методист.-2002.-№3.-С.27-29.
  10. Дудников В.Как сделать методическую работу в школе направленной на развитие учителя?//Народное образование.-1999.-№7-8.-С.125-132.*
  11. Жуковский И.В. Методическая служба школы: технология формирования адаптивной системы управления//Завуч.-1999.-№5.-С.69-74.*
  12. Зорина Т.Е., Спасская Е.Б. Методическая служба гимназии: забота о развитии нового мышления//Методист.-2002.-№2.-С.36-41.
  13. Идрисов И. Планирование научно-методической работы в школе[О путях обогащения работы школьной методической службы; дифференциация методической работы и диагностика; программно-целевое планирование и структура методической службы школы; основные направления деятельности структурных подразделений методической службы школы; функции методического совета и т.д.]//Народное образование.-2000.-№1.-С.61-76.*
  14. Ильенко Л. Новая модель методической службы: В ср. общеобр. школе//Директор школы.-1996.-№3,-С.13-18.*
  15. Ильенко Л.Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях//Школа.-1998.-№3.-С.21-34.*
  16. Княжицкий А.И. Методист. Должность? Профессия? Призвание?// Русская словесность.-2002.-№4.-С.2-4.
  17. Ковалев Л.Ф. Совершенствование методической работы как инструмент модернизации общего образования//Методист.-2003.-№2.-С.6-8.
  18. Королева Л.Н. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей//Методист.-2003. №1.-С.14-18.
  19. Королева Л.Н. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей//Методист.-2003.-№2.-С.21-24.
  20. Коротаева Е. Два варианта: традиционный и программно-тематический: Методическая служба //Директор школы.-2001.-№6.-С.38-43.