Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Кажинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                      

Директор школы:_______ Н.И. Шукшин   

 «  30  » _августа_ 2013 г.               

                                                                                                                     

 

                                                                                                                     

Положение о рабочей программе педагога

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом в области «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей школы.

1.2. Рабочая программа педагога (далее – Программа)  - нормативно-правовой документ школы, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (образовательной области) (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), формы, методы и приемы организации образовательного процесса, основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), составляющийся с учетом особенностей школы и особенностей учащихся конкретного класса.

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
    • титульный лист (название программы);
    • пояснительная записка;
    • содержание тем учебного курса;
    • учебно-тематический план;
    • требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;
    • перечень учебно-методического обеспечения;
  • график практической части рабочей программы;
    • контрольные параметры оценки достижений    учащимися по предмету;
    • список литературы для учителя;
      • список литературы для учащихся;
    •  перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету;
    • лист изменений
  • наименование образовательного учреждения (полностью);
  • поля для согласования/утверждения программы;
  • название Программы (предмет, курс);
  • адресность (класс или ступень обучения);
  • уровень обучения (базовый)
  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей  программы.
  • соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
    • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.
    • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.
    • уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);
    • цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)
    • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения).
    • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов.
      • перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение;
      • содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования;
      • требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (что учащийся должен знать, что учащийся должен уметь).
      • В столбике «Тип урока» целесообразно указать формы проведения учебных занятий: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-исследования и пр.
      • В столбике «Оборудование и информационное сопровождение» необходимо указать информационные источники, используемые учителем для проведения урока, в том числе цифровые образовательные ресурсы.
      • Количество учебных недель определяется годовым календарным графиком.
        • соответствие содержания и технологий обучения миссии учреждения;
        • преемственность содержания и технологий обучения учащихся по годам и ступеням образования в школе;
        • интеграция основного и дополнительного образования в школе;
        • формирование готовности обучающихся к выбору профессии.
        • Государственному образовательному стандарту по соответствующему предмету;
        • Региональному (национально-региональному)  стандарту начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Кемеровской области;
        • примерной программе по предмету, утвержденной Министерством образования и науки РФ или авторской программе, на основании которых педагог готовит рабочую программу;
        • образовательной программе школы;
        • учебному плану школы;
    • проанализировать содержание ГОС и программы по предмету;
    • проанализировать требования к уровню подготовки  обучающихся ;
    • проанализировать специфику класса, качество результата образования  обучаемых;
    • продумать пути учёта специфики класса в преподавании предмета;
    • разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса;
    • определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ГОС обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов;
    •  проанализировать имеющиеся программно-методическое, материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов  федерального компонента государственного стандарта общего образования, определить  его  достаточность для реализации ГОС;  ежегодно оформлять заявку на  приобретение или обновление  фонда;
    •  в феврале учебного года представлять заместителю директора по учебно-воспитательной работе программно-методическое обеспечение преподавания своего предмета;
    • проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОУ (в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету. При отсутствии необходимой литературы  в библиотеке (или ее недостаточности), заведующая библиотекой  оформляет заявку на ее приобретение.
    • определить достаточность методического обеспечения всех видов учебной работы (контрольные, практические, самостоятельные, лабораторные работы, проектирование и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки;
    • оформить рабочую программу в соответствии с требованиями, представить её на рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директором школы.
      • рассматривает рабочую программу по предмету, представленную педагогом, на соответствие ГОС, примерной либо авторской программе, на основании которой педагог составлял рабочую программу, образовательной программе школы, учебному плану.
      • в случае необходимости даёт  рекомендации   по доработке программы;
      • рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, образовательной программе школы, школьному положению о рабочей программе и степень готовности  для  представления ее на  педагогическом совете и утверждение директором школы.
      • рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, школьному Положению о рабочей программе;
      •  утверждает приказом по школе;
      • Директор школы по ходатайству заместителя по УВР или педагогов-предметников, а равно по своему усмотрению может направить отдельные (или все) рабочие программы учебных предметов и элективных курсов для проведения внешней экспертизы. При этом выбор организаций или лиц для проведения экспертизы определяется руководителем МКОУ «Усть-Кажинская средняя общеобразовательная школа» по своему усмотрению (либо по решению педагогического совета, совета школы (для элективных курсов), либо по ходатайству завучей, либо другое…).

1.4. Функции рабочей программы:

1.5. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один - для учителя, другой - для администрации школы.

2. Структура рабочей программы.

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3.4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

3.5. Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.  

3.6. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

3.7. Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.8. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.

4. Оформление рабочей программы.

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman,  одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.

Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (см. Приложение). На титульном листе указывается:

4.3. В тексте пояснительной записки следует указать:

4.4. В календарно-тематическом плане должны быть отражены

План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования

п/п

Нед. сроки

Количество часов

Тема

Цели и задачи

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование и информационное сопровождение

Виды контроля критерии оценивания

                 

4.5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

4.6. В перечне учебно-методическое обеспечения  методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Пример:

Методические пособия:

А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2007 г.

Медиаресурсы:

Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Коминфо, 2006г.

4.7. В списке литературы  описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Пример:

Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. - М: Просвещение. 2006 г.

Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

                           


5. Порядок разработки рабочих программ элективных курсов

      5.1. Основными принципами разработки рабочих программ элективных курсов являются:

     5.2. Рабочие программы элективных курсов разрабатываются учителями-предметниками,      педагогами дополнительного образования по заданию директора школы (или педагогического совета) на основании учебного плана.

   5.3.  Корректировка рабочих программ элективных курсов осуществляется в том же порядке, что и корректировка рабочих программ учебных предметов.

6. Деятельность педагога по разработке рабочей программы

   6.1.Учитель   разрабатывает свою рабочую программу на класс в соответствии с уровнем способностей обучаемых детей, качеством их учебных достижений, состоянием  здоровья.

   6.2.При составлении рабочей программы учитель должен обеспечить соответствие ее содержания следующим документам:

    6.3. В процессе разработки рабочей программы учителю необходимо провести

          следующую работу:

7. Деятельность школьных методических объединений

по рассмотрению рабочей программы.

   6.1.Школьное методическое объединение

           заместитель директора согласует, педагогический совет школы принимает, директор школы                    утверждает  приказом по школе рабочие программы на ступень и программу каждого педагога.

7. Деятельность заместителя директора по УВР.

   7.1.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8. Деятельность директора по утверждению рабочей программы.

   8.1.Директор школы

 


Приложение

Лист

 корректировки рабочей программы

(альбомный формат)

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту